Юридический бутик - Правовая лоция

УСЛУГИ


Вы купили бракованный автомобиль

Покупка автомобиля – событие выдающееся для большинства из нас. Делая такую покупку все мы надеемся на то что будем ездить на машине долго и без проблем.

Однако, не всегда реальность совпадает с ожиданиями. Даже выложив за машину немалую сумму, мы не всегда получаем то, на что вправе рассчитывать. Случается, что даже новый авто бывает непригодным для эксплуатации. Что же делать, если, вместо машины, вам продали клубок технических проблем? Часто потребитель, оставшись один-на-один с такой проблемой впадает в панику или начинает действовать наугад, эмоционально требуя восстановления своих прав, но не всегда выигрывает.

Хорошая новость всем, кто столкнулся с такой проблемой: вопрос решаемый, надо только чётко представлять какие у вас права и как их реализовать.

Юридические гарантии прав автомобилистов.

На страже прав потребителя стоят Гражданский Кодекс РФ, закон «О защите прав потребителей», прочие нормативные акты. Надо так же иметь ввиду, что на сегодняшний день, по данным судебной статистики, потребители выигрывают споры с автопроизводителями в подавляющем большинстве случаев.

Согласно Постановлению Правительства РФ № 575 от 13 мая 1997 года, автомобиль является технически сложным товаром. Отсюда вытекает обязанность производителя заменить неисправный автомобиль по требованию потребителя.

Как реализовать свои права?

Для реализации указанных выше прав, прежде всего, надо правильно понимать, что такое, согласно закону, «Автомобиль, непригодный для эксплуатации», ведь по мнению некоторых автомобилистов «невозможно ездить» даже на технически исправных машинах.

Если машина просто не соответствует ожиданиям автомобилиста, его вкусу, прочим индивидуальным требованиям, то в таком случае нельзя говорить о возможности замены или возврата машины в автосалон. Так, низкий клиренс (реальный минус на российских дорогах), неудовлетворительная динамика движения или аэродинамика кузова, и т.п. не могут быть основанием для требований о возврате машины в автосалон, при условии, что машина соответствует техническим характеристикам, указанным в документации.

Если в машине обнаружена ржавчина в одном месте, или прочий дефект, который возможно устранить в ремонте, такой автомобиль также нельзя признать непригодным для эксплуатации. В данном случае можно говорить о гарантийных обязательствах производителя.

Резюме:

  • Если машина соответствует техническим характеристикам, указанным в документации, но не устраивает вас лично по каким-то параметрам, в таком случае нельзя говорить о том, что за купленную машину вам должны вернуть деньги.
  • Серьёзные права, предоставленный законом потребителю не дают права злоупотреблять этими самыми правами (ст. 10 Гражданского Кодекса РФ)

Бытует мнение о том, что требовать с автосалона (производителя) можно что-либо только в течение гарантийного срока. Так ли это?

Не совсем так. Прежде всего надо видеть разницу в таких понятиях как «гарантийный срок» и «срок службы автомобиля». Производитель автомобиля несет ответственность перед потребителем в течение всего срока службы машины(!) Просто в течение гарантийного срока, к общим обязательствам производителя добавляются еще и гарантийные обязательства.

Весь срок службы машины следует условно разделить на три периода, в которых объем прав автомобилиста меняется:

  • Первые 15 дней с момента получения автомобиля (не покупки, а получения!);
  • Гарантийный срок;
  • Срок службы за пределами гарантийного срока.

Примечание: срок службы автомобиля должен быть указан в технической документации на машину, гарантийных обязательствах либо в условиях эксплуатации.

Если в течение срока службы автомобиля (за пределами гарантийного срока) обнаружен существенный недостаток, то автомобилист вправе требовать замены или возврата автомобиля и соответствующей денежной компенсации (см. выше). Здесь осталось понять, что такое «существенный недостаток». Законодательство не дает четкого определения. Статья 18 Закона «О защите прав потребителя» устанавливает диспозитивные рамки такого нарушения обязательств. Диспозитивность – это установление рамок: «от и до». Но, конечно, если есть свобода маневра в определённых рамках, то сторонам трудно удержаться от того, чтобы не выйти за эти самые рамки. Вот здесь-то и начинается перетягивание каната между автосалоном и покупателем.

Как правило автосалоны твердо стоят на своем: «автомобиль при передаче покупателю был технически исправен, все поломки – результат неправильной эксплуатации!»

Для твердой позиции автосалонов есть серьезные основания: автосалон ежедневно занят продажей автомобилей, а также рассмотрением претензий к качеству автомобилей, причем претензий как необоснованных, так и обоснованных. В автосалонах работают юристы, специализирующиеся на продажах автомобилей и рассмотрении соответствующих претензий. Специалисты автосалона знают свои маленькие хитрости в противостоянии с покупателями.

Конечно, всегда можно надеяться на «полюбовную договоренность», но далеко не всегда получается договориться с автосалоном. Следовательно, решающее слово остаётся за судом.


Действия автовладельца при обнаружении дефекта автомобиля


Опыт и личностные качества каждого человека различны. В отдельных случаях потребитель может сам пройти через хитросплетения законодательства и самостоятельно добиться защиты своих прав. Но, чаще всего, автомобилисту требуется помощь, т.к. цена ошибки здесь высока(!)

Отдельно подчеркнем, что даже наняв опытного юриста, вам придется какую-то начальную часть работы проделать самому. И серьезная работа начинается с принятия решения: либо отстаивать свои права, либо покорно смириться и обречь себя на бесконечные ремонты своего неудачного приобретения. У некоторых читателей здесь появится улыбка, но уверяем вас, что для некоторых покупателей принять решение бороться – реальная проблема. И это серьёзно.

Итак, решение принято. Теперь, памятуя о трех периодах в сроке службы автомобиля (см. выше), важно зафиксировать следующее:

  • Факт обнаружения неисправности;
  • Время предъявления соответствующих требований к автосалону.

Здесь автосалоны пользуются незнанием автомобилистами своих прав. Так, зачастую обратившись в автосалон за ремонтом, потребитель оставляет машину, не предъявив письменной претензии. И это есть первая грубая ошибка! Далее события развиваются следующим образом: автовладелец покорно ждет пока нужная запчасть придет, например, из Кореи. А время идет… По приходу нужной детали, машина ремонтируется в день-два. В этот же короткий срок открывается и закрывается заказ-наряд на ремонт. В итоге получается, что автомобиль в ремонте был не месяц или полтора, а всего два дня. В случае с обнаружением дефекта в первые 15 дней, такая просрочка может иметь весьма плачевные последствия. В этом случае, автовладельцу придется более серьезно аргументировать свои требования к автосалону, а некоторые права будут безвозвратно утрачены.

Даже если дефект машины обнаружен позже, крайне важно фиксировать дату обращения и срок нахождения машины в ремонте (см. выше). Вот в чем важность предъявления претензии.

Чтобы правильно подать претензию, исполните ее в двух экземплярах: один экземпляр для автосалона, второй для себя. На своем экземпляре требуйте отметки о получении. Здесь так же важно понимать, есть ли полномочия у принимающего лица получать корреспонденцию. Вручение претензии лицу, надлежаще не уполномоченному (например, автомеханику) зачастую является серьезным препятствием в реализации прав потребителей.

А что делать, если вас уговаривают не подавать письменную претензию?

Ответ прост: проявлять твердость. Если же работники автосалона отказываются принимать претензию, выход так же прост: подавать претензию по почте. Обязательно заказным письмом с описью вложения и уведомлением о вручении. Отсылать претензию лучше всего Почтой России, т.к. эта почтовая служба, в отличие от дорогих и быстрых конкурентов, дает опись вложения. Без описи бывает порой сложно доказать, что вы направили в автосалон претензию, а не поздравили работников, например, с 8 марта.


Что указывать в претензии?


Закон не дает жестких требований к форме претензии. Главное, чтобы в ней было указано следующее:

  • Кому адресована претензия (см. договор купли-продажи автомобиля);
  • Время предъявления соответствующих требований к автосалону.
  • От кого исходит претензия, адрес, телефон, электронный адрес, плюс те же реквизиты вашего представителя;
  • Дата и номер договора купли-продажи вашего автомобиля, марка машины, пр. технические данные из технического паспорта;
  • Суть претензии, т.е. какие обнаружены дефекты;
  • Требования к продавцу: расторгнуть договор купли-продажи автомобиля и вернуть вам деньги или заменить автомобиль на аналогичный или другой модификации с соответствующим перерасчетом (или заменить узел, запчасть).
  • Дата составления претензии.

Если требования законны, но претензия не удовлетворена.

Если автосалон получив от вас обоснованную претензию продолжает упорствовать в своем нежелании идти вам навстречу, тогда остается отстаивать свои права в судебном порядке.

Судебная процедура слишком сложна, чтобы ее описать в данной статье. Остановимся лишь на некоторых ее существенных деталях.

Нужная ли экспертиза?

Поскольку вам предстоит судебный спор о технически сложном товаре, постольку при разбирательстве дела не обойтись без специальных знаний. Следовательно, в ходе процесса необходимо будет привлекать экспертов. Здесь важно понимать, что не надо бояться расходов на экспертизу, т.к. по закону она для потребителя бесплатна (в случае выигрыша дела). Опасность и сложность в другом: крайне важно правильно поставить вопросы перед экспертом. Неправильно поставленные вопросы в итоге могут только навредить. Важно так же помнить, что эксперт – специалист в технике, а не в праве или судебном процессе. Эксперт отвечает только на технические вопросы и не отвечает на вопросы применения права. Иными словами, перед экспертом нельзя поставить вопросы о применении права, типа: «Обязан ли автосалон вернуть потребителю денежные средства, уплаченные по договору купли-продажи автомобиля?» или: «Правомерно ли требование потребителя о возврате уплаченных средств?» Эти вопросы разрешает суд.


Заключение


Прежде, чем начать тяжбу с автосалоном, необходимо определиться в ряде вопросов:

  • Насколько ваши требования соответствуют закону или же они продиктованы только капризом потребителя или его родственников (родственниц)? Т.е., не ошибаетесь ли вы в своих притязаниях и не являются ли ваши требования просто злоупотреблением правом?
  • Техническая суть дефекта автомобиля. Является ли дефект существенным?
  • Грамотно ли проведена предварительная работа по предъявлению досудебных требований (претензии) к автосалону?
  • Объем ваших требований: намерены ли вы расторгнуть договор с автосалоном и возвратить ваши деньги или вам достаточно проведения ремонта?
  • Привлечение экспертной организации: какой именно организации, какие вопросы перед экспертом поставить, на какой стадии процесса привлекать эксперта?
  • Прочее.

Только предварительно продумав стратегию судебной защиты ваших интересов, можно приступать собственно к суду.


Успехов вам!

Телефон  (495) 970-50-86